Довольно наболевшая тема, поскольку эти три понятия часто смешивают. И я говорю даже не о заказчиках. С ними все просто – снять запрос и довести до результата. Заказчику на самом деле все равно, как будет называться специалист, который эту задачу решит. Верно?
Я говорю о тех горе-специалистах, которые, не имея специализированного образования, берутся провести и тренинг, и коучинг, и фасилитировать стратегическую сессию. Ведь важно понимать, что все эти мероприятия призваны решить РАЗНЫЕ задачи.
Тренер
Передает новые знания и навыки участникам. Обладает экспертным мнением по теме. Тренинги по продажам, управлению - яркий тому пример.
Коуч
Не передает никаких своих знаний. Его задача – повысить осознанность клиента/группы в направлении желаемой цели и помочь ее достичь через ресурсы САМОГО КЛИЕНТА/ГРУППЫ. Пример запросов: "Как сделать наставничество эффективным?" "Как привлечь новых сотрудников?"
Фасилитатор
Не передает новые знания. Его задача – решить конкретный вопрос/проблему через раскрытие УЖЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ экспертного мнения группы. Примеры запросов: "Стратегическая сессия на 1 год", "Как сделать компанию более клиенториентированной?" "Как привлечь новую категорию покупателей?"
Кто нужен именно Вам - зависит от тех задач, которые хотите решить.
Рахимова Наталья,
бизнес-тренер, коуч, фасилитатор.